- Если в школе повреждена ступенька, гиперактивный ребенок
обязательно с нее свалится и сломает себе все, что можно, —
рассказывает психиатр Игорь Марценковский. — Если в классе все дети
втихаря считают учительницу глупой или злой, как вы думаете,
кто об этом ей расскажет? От непосед сплошные проблемы! Гиперкинетический
синдром или гиперактивность — психическое расстройство у детей,
признанное в 2004 году проблемой номер один в мире. К сожалению, в 80%
случаев оно имеет генетическую предрасположенность, а в 20% — возникает
вследствие травмы мозга. Причиной может быть и сложная беременность
у матери. По словам национального координатора программы «Психическое
здоровье ВОЗ» Игоря Марценковского, согласно экспертным оценкам,
в Украине от 50 до 150 тысяч таких детей. Мы их видим каждый день. -
Это особенные психические расстройства, в основе которых лежат
нарушения развития и созревания мозга, вследствие чего у ребенка
в некоторой степени задерживается формирование эмоционально-волевых
процессов, — объясняет Игорь Анатольевич. — Такие мальчики и девочки
быстро устают, легко отвлекаются на уроках. Они отличаются
от сверстников сверхподвижностью и импульсивностью. На самом деле,
это приятные дети, но они часто становятся объектом агрессии со стороны
учителей и соучеников. 70–80% ребят с этим синдромом, став
взрослыми, сталкиваются в жизни с трудностями. Им сложно
сконцентрировать внимание и сдержать эмоции. Они хуже адаптируются
социально, у них более низкий уровень образования, чем у их ровесников,
и большая тяга к преступлениям. Часто они становятся зависимыми
от психоактивных веществ. К слову, такие взрослые в четыре раза чаще
попадают в аварии. Координатор детей с расстройствами психики
Печерской интернациональной школы (г. Киев) Кристина Тейлор уверена,
что важно как можно раньше диагностировать и начать лечение заболевания. -
Мы не можем требовать от ребенка, чтобы он сам поставил себе диагноз, —
говорит Тейлор. — Это наша проблема, потому что дети в каждой стране —
ее будущее, которое нельзя игнорировать. Они хотят стать гонщиками По
словам Олега Романчука, гиперактивные дети, как и все ребята на свете,
любят дружить, шалить, общаться со сверстниками, обожают свою семью.
Многие «моторчики» мечтают о том, чтобы в мире не было войны, чтобы
родители не ссорились, а в школе все были счастливы. Ну и, конечно,
часто такие детки хотят стать гонщиками. Однако Олег Романчук
рассказал и об одном куда более странном желании. Десятилетний мальчик,
который поменял уже пять школ, потому что не мог усидеть на месте
и мешал учителям проводить уроки, хотел стать... сосулькой. Кусочком
льда, чтобы растаять и никому не мешать и никого не нервировать. По
словам Игоря Марценковского, украинская школа не готова принимать
подобных детей — педагоги и сверстники зачастую относятся к ним
нетерпимо. - Каждый месяц мне приходится видеть десяток учеников 1–2-х
классов, которых школа вышвыривает на индивидуальное обучение только
лишь потому, что они очень подвижны, — рассказывает Игорь Анатольевич.
— Однако эти ребята не уступают в интеллектуальных способностях своим
сверстникам. Олег Романчук считает, что известный персонаж
украинского мультфильма Петрик Пяточкин — воплощение гиперактивности.
Но если в мультике Петрику удается быстро исправиться, то в жизни
все не так просто. Ведь не всегда педагоги и родители знают, как можно
повлиять на подобного ребенка. Конечно, можно назначить препараты,
сдерживающие чрезмерную подвижность, но это иногда не помогает. Да и
за рубежом психостимуляторы предпочитают давать только в крайних
случаях, на первое место выдвигая работу с такими людьми в семье и в
обществе. По мнению главного психиатра Киева Вячеслава Мишиева,
проблема гиперактивности возникла не сегодня. Она была всегда. Детская
психиатрия основана на поведенческих нарушениях. По словам Вячеслава
Даниловича, в ближайшее время должна быть разработана совместная
программа, и в дальнейшем психиатры, педиатры и педагоги смогут
выявлять подобные расстройства на раннем этапе и вовремя лечить их.
А пока родителям, которые видят, что их ребенок сильно отличается
от других мальчиков и девочек, нужно обращаться к специалистам. Как распознать «моторчик» Психиатр Олег Романчук выделяет три основных показателя гиперактивности. Во-первых,
ребенок не может долго усидеть на месте: он постоянно находится
в движении. Вторая отличительная черта — сложности в концентрации
внимания, особенно на неинтересных для него вещах. - Когда они чем-то
увлечены, такой проблемы нет, — рассказывает Олег Романчук. — Но если
им неинтересно, они будут постоянно отвлекаться. Поэтому достаточно
типична жалоба родителей дошколят на то, что сын или дочь не хочет
читать. В школе такой ребенок не может сидеть за партой: он смотрит
в окно, залазит под стол. В-третьих, —
это импульсивность. Ребенок часто совершает поступки, не подумав. Может
выслушать вас, и тут же обо всем забыть. Или перебить вас, если хочет что-то
сказать. Когда учитель задает вопрос, он, еще не успев поднять руку,
уже выкрикивает ответ. Гиперактивный ребенок не умеет ждать. -
Он как бы не успевает себя остановить, — говорит психиатр. — Часто
эти дети очень эмоциональны и имеют проблемы с памятью. В подростковом
возрасте, как правило, они неорганизованны: не могут спланировать день,
опять-таки забывают многие вещи. Став взрослыми, часто не могут правильно распределить финансы.
Источник: http://www.kiev2000.com |